Винсент Ван Гог: учимся понимать творчество художника через картину «Портрет папаши Танги»

Кто бы что ни говорил об этом художнике, как и о многих других, вряд ли кто-нибудь смог бы претендовать на истину в последней инстанции. Навряд ли кто-либо смог бы понять все глубины произведений художника и яркие краски его мировоззрения. Это один из немногих художников, кто оставил после себя огромное «эпистолярное» наследие в виде писем брату Тео. Чуть ли не каждый свой шаг на жизненном пути Винсент Ван Гог описывал в своих письмах к брату и к другим художникам.

Однако, все эти письма в большей степени являются его личным монологом с самим собой, так он, Винсент, будучи глубочайше одиноким человеком, очень нуждался в общении, поэтому реализовывал возникающую потребность общения в письмах. Глубина его мира и широта его воззрений не оставляла ему иной возможности, кроме организации вот такого диалога с окружающей его действительностью.

Разные толкования о жизни и личности художника выставляют его то в роли мученика, то в роли полусумасшедшего художника-самоучки, то в роли новатора, не согласного с существующими принципами в живописи. Человек, который выходит за грань обыденного, становится отчасти ненормальным, отчасти неординарным, открывает новые миры или хотя бы приоткрывает завесу в один мир – свой собственный, позволяя себе говорить с Богом один на один через искусство. А тема Бога в жизни Винсента Ван Гога занимает отнюдь не второстепенное место. Большинство работ художника пронизаны каким-то чувством запредельного, хотя на первый взгляд кажется, что манера его письма и техника слегка примитивны.

За свою непродолжительную карьеру художника Ван Гог создал свыше 800 живописных работ и бесчисленное количество рисунков – всё это создано за 10 лет. Сам художник прожил недолгую жизнь, всего 37 лет, то есть совершил невероятный подвиг, начав работать над техникой рисунка в возрасте 27 лет. При жизни художник оказался гением непризнанным, но после смерти его работы с аукционов продавались по стоимости 40 миллионов (приобретение одной японской компанией), а другая работа под названием «Портрет папаши Танги» была продана за 80 миллионов долларов одному сумасбродному японскому миллионеру, который себя отождествлял с этим портретом и даже завещал после своей смерти сжечь своё тело вместе с этим портретом. Почему японцы покупают картины Ван Гога? Откуда возникла такая связь голландского художника с Японией? Позже мы поймем, почему. И поймём не только эту противоречивость.

На самом деле в жизни Винсента очень многое логично, последовательно и абсолютно не противоречиво. Очень важно понимать, каким образом художник приходит в эту «профессию», как находит своё «ремесло», чем руководствуется в написании полотен и каким багажом знаний обладает.

Сам Ван Гог писал своему брату Тео в одном из писем, что он «работает как десять негров и спускает с себя кожу». Это означает, что созданные художником работы заключают в себе безумную колористическую гамму как следствие огромного напряжения ума, колоссальных мыслительных процессов. Просмотреть работы Ван Гога бегло, вскользь не получится: Ван Гог как колорист очень неоднозначен. И именно поэтому колорит его картин проявляется только при условии полного отречения и отвлечения от окружающего пространства, от окружающей обстановки. Как вы думаете, почему многие даже современные художники, работая над картиной, отходят немного назад и прищуривают глаза? Как раз для того, чтобы сфокусироваться на самой картине, отвлекаясь от окружающего пространства. Словно бы размывая фон вокруг холста, делая его второстепенным, неважным.

Еще есть мнения, что якобы Ван Гог писал свои картины в безумном или полубезумном состоянии. Однако, это как раз неправда, потому что если мы проанализируем письма Винсента к брату, то четко прослеживается факт – в периоды острых припадков художник не мог работать и ничего не писал. Увы, болезнь Ван Гога обострилась в последние годы его жизни, то есть за пару лет до его кончины и в моменты просветления сознания своего Ван Гог старался усердно работать, писал несколько вариантов своих работ, тщательно выверял результаты и редко когда был ими окончательно доволен. То есть он всегда завышал сам себе планку «качества» и стремился к профессиональному росту (если бы мы сейчас выражались современным языком).

«Портрет папаши Танги» написан в Париже в стиле постимпрессионизма, а настоящий момент находится в музее Родена в Париже по той причине, что сама картина какое-то время была собственностью великого французского скульптора Огюста Родена.

На ней изображен торговец искусством и большой любитель авангардной живописи папаша Танги, поддерживающий импрессионистов и других художников и часто принимавший у них по несколько картин в обмен на краску. Он в своем магазинчике выставлял и полотна Ван Гога.

Танги, изображенный в соломенной шляпе-нимбе, кажется этаким добродушным Буддой. Позади него священная гора Фудзияма — символ его почти духовной ауры.

Палитра проста: холодные синие и желтые цвета фигуры подчеркивают яркие краски японских гравюр, висящих за ее спиной.

Папаша Танги часто позировал Ван Гогу, как бы «привечал» в своей лавке художников, старался всячески их поддерживать, а у некоторых художников либо приобретал полотна, либо обменивал на краски. Кроме того, обладая хорошими организаторскими способностями, папаша Танги устраивал квартирные выставки работ импрессионистов и постимпрессионистов.

Сам Винсент Ван Гог давно начал коллекционировать японскую гравюру, которая, в свою очередь, оказала немалое влияние на импрессионистов, которые, в свою очередь, оказали немалое влияние на самого Винсента. Японская графика совершила революционный переворот в восприятии живописи как таковой. Если раньше живопись базировалась на классических подходах, то импрессионисты выступали новаторами в отрицании всех форм классической живописи. Тогдашняя живопись стала своего рода «салонной», в своём развитии зашла в тупик и не могла идти дальше. Назрела необходимость перемен, некоего прорыва. Упражняясь, Винсент выполнял копии японских гравюр, попутно изучая цвет и колористику. И многие ранние работы Винсента, после «мрачного» периода жизни и творчества в Боринаже, начинали приобретать яркие краски именно японских полотен. Будь то картина «Стул Ван Гога» — автор, будучи вовлечённым в среду импрессионистов, тоже в подражание начал экспериментировать с цветом.

В художественной среде уже вызревали и совершались перемены, формулировались новые законы цвета, цветоведение. Так мы получаем Ван Гога – экспериментатора, который погрузился в парижскую богемную «тусовку»: Поль Гоген, Анри де Тулуз-Лотрек, Камиль Писсаро, Эдгар Дега, Эмиль Бернар, активно приобщавшуюся к спиртному напитку «абсент», столь популярному в то время в Париже. Только в ХХ веке узнали, что абсент – алкогольный напиток, настоянный на полыни, содержит в себе вещества, разрушающие нервную систему человека. Именно этот напиток считается катализатором того безумия, которое впоследствии спровоцировало приступы Ван Гога, принесшие ему печальную известность сумасшедшего или душевнобольного художника.

Так же ошибочно полагать, что картины Ван Гога не продавались. Нет, они продавались, и даже продавались его ранние работы, вопрос только в цене – работы продавались не за ту цену, которую в тот момент давали за произведение искусства. Важно отметить интересный факт: Ван Гог не был бессеребреником, он ведь долгое время работал в сфере торговли произведениями искусства, а значит прекрасно знал цену и картинам, и деньгам. Именно по этой причине Винсент договорился с братом, что тот будет ему присылать определенную сумму денег ежемесячно в обмен на созданное, чтобы сам Винсент мог полностью посвятить себя рисованию.


Понравилась моя запись?
Кликни по рекламному баннеру на этом сайте. Тебе бесплатно и не сложно, а мне - честный заработок блогом и приятное дополнение к энтузиазму на чашку кофе :-)