Арка героя: как создать хорошую реализацию идеи сценаристу, режиссеру, клипмейкеру (на примере группы Тату)

Что удивительно – в середине «нулевых» незамысловатые тексты звучали из каждого утюга, а история группы «Тату» (с адаптированным английским названием «t.A.T.u.» под американский рынок) только начинала формировать свои первые страницы. Ещё не было деления денег и невозможно было отличить правду от вымысла, легенду от реальности. Однако, по прошествии времени, когда скандальные продюсеры, побыв сами звёздами, не удержались от звёздных болезней, пережили пик славы своих подопечных, растратили последние миллионы на наркотики или борьбу с тяжелой онкологической болезнью, а теперь сами поразмыслили и проанализировали полный путь, приведший на вершину олимпа.

Долго томить не стану, а приведу самые главные принципы успешного продюсирования нового проекта для масс-медиа, клипа, короткометражного кино или даже вдруг – нового успешного коммерческого музыкального проекта.

Итак.

Есть некое абстрактное понятие в режиссуре и методиках написания сценария, как «арка героя». То есть это в прямом смысле арка архитектурно, но сценарий внедрения вашего героя в жизнь таков: есть герой, его необходимо ввести так в жизнь публики, чтобы вызвать у этой публики эмоции, заставляющие нашему герою сопереживать и сострадать. И чтобы возник интерес к этому герою, чтобы хотелось следить за его дальнейшим путём, жизнью, развитием. Это значит, что помимо яркого образа, красоты эстетической, модной или необычной одежды, у героя обязательно должна быть какая-то драма, трагедия или проблема. Сначала об этой проблеме зритель должен узнать, затем сопереживать, а затем следить, как наш герой будет эту свою проблему решать, какими путями пойдёт. Эти пути обязательно должны быть со сложностями, с препятствиями, потому что когда легко и просто – зрителю это не интересно. Банальность тоже не интересна. И уже именно в этот момент закручивается сюжет жизни нашего героя. Кульминация – это верхняя точка арки  — как раз и есть момент разрешения проблемы нашего героя.  А дальше – небольшой спад, отдых, тайм-аут, чтобы дать время и герою отдохнуть, и зрителю «переварить» увиденное, переосмыслить отношение к своему герою и сделать выбор – следит дальше зритель за героем, или же потерял интерес.

А теперь распишу вышесказанный абзац на примере группы «Тату», как грамотно и стратегически продуманный продюсерский проект, изначально заточенный на коммерческий успех командой профессионалов. Как минимум одним грамотным человеком в первой команде – продюсером, композитором, режиссером, сценаристом Еленой Кипер совместно с психиатром и продюсером Иваном Шаповаловым.

Итак. Есть некий абстрактный проект музыкальный, две девочки-школьницы, и есть огромное желание сделать то, что принесет известность, деньги, желание работать дальше, новизну в мир музыки и шоу-бизнеса. Неизвестность  — всегда авантюра. Итак, две девочки поют. Их надо продать, красиво упаковав и оформив как качественный готовый и тщательно продуманный продукт. Возвращаемся к «Арке героя»: есть две девочки, у них должна быть проблема, чтобы они ее решали и на пути решения возникли сложности. И в итоге что имеем: тщательно продуманные образы, взятые из фильма о школьной лесбийской любви «Покажи мне любовь» (сам фильм нудятина, но если смотреть подростками – может и «зашло»); проблема – та самая запретная любовь между двумя девочками, которая вызывает волну непонимания черствого общества родителей и общественности («я сошла с ума, мне нужна она»); проблему надо решить, а значит убежать, чтобы их не догнали и не поймали («мы убежим, нас не догонят, дальше от них, дальше от дома» (тема взята из существующего западного фильма «Вас не догонят», схожей лесбийской тематики про двух подростков)); побег со сложностями – не просто убежали пешком или автостопом, а угнали горящий бензовоз, зимой, наспех собравшись и почти голышом; кульминация – убежать-то убежали, а дальше что? А дальше свобода: свобода в выражении того, что раньше было проблемой («Покажи мне любовь, почему я с тобой?» (тема песни взята из одноименного фильма «Покажи мне любовь»)). То есть в итоге много чего натворили, а что с этим делать дальше? И в итоге зритель имеет неподдельный интерес к развитию событий в их жизни дальше. А дальше мы знаем – хит за хитом, эпатаж, скандалы, этих посылаем туда, на майках пишем это, приковываем к себе внимание общественности разными способами, повышаем продажи за счет этой популярности (по части скандалов мастерски справлялся Иван Шаповалов). Полный путь, образ, песни, очерёдность их были продуманы до мелочей именно руководствуясь одним из принципов «Арки героя». Но на эпатаже и одной истории долго не продержишься, а группа «прогремела» по России, Европе и Азии вплоть до совершеннолетия участниц. Изменился, образ, изменился герой, изменилось восприятие их публикой. Они уже не были нимфетками-школьницами, за кого решали продюсеры, родители, непонимающая школа и не одобряющая общественность. Теперь они стали взрослыми и полноправными членами российского общества, а значит уже не несли в себе ценности подростков. Продолжать быть лесбиянками, значит пропагандировать однополые отношения и притягивать на себя бурю протеста, вплоть до запрещения концертов и запрета продаж. А это «бабло». Меняются настроения в команде, уходят те, кто составлял прочный фундамент: композитор Сергей Галоян и автор идеи и текстов Елена Кипер. И многие помнят провальное шоу «Тату в Поднебесной», когда была записана одна песня (а не весь альбом, как обещалось), да и то… по стилистике осмелюсь высказаться, что песня слабенькая и к прослушиванию «не очень».

Параллельно гремел дуэт «Ничья», очень напоминавший своей одноименной песней «Ничья» группу Тату. Но это воспринималось, как копия, и не было новой группой Тату. Потому что всё то, что было после Тату – было или похоже на них, или было как они, или не было новым и первым, потому что уже были Тату. Похожесть группы «Ничья» в песенном надрыве, текстах и отчасти музыке не принесло им популярности. К тому же существовала уже песня у Тату «Ничья», а значит всё то, что после или второе – первым не станет никогда. У Шаповалова тоже была после Тату группа-клон «Тема», тоже с двумя девочками, невнятной внешности и названием с отсылом с лесбийской субкультуре. Но продуманной арки героя не было, не было истории, а значит проект наскреб недопесенок на один альбом и благополучно оказался забытым, так и не получив никакого развитие. Другие проекты Ивана Шаповалова так же не повторили успеха группы Тату, а это значит, что не он один всё придумал. Так сложились звёзды и совпало множество факторов при работе команды профессионалов, где каждый отдельно играл важную роль. Но в одиночку повторить или хотя бы приблизиться к подобному успеху не смог.

Итак, мы рассмотрели «Арку героя». Проект состоялся. И мог бы угаснуть, если бы группа Тату без Ивана Шаповалова не взялась за ум, не возобновила отношения с Сергеем Галояном и Еленой Кипер и не выпустила, как следствие, новый альбом. Кроме того, у повзрослевших двух героев выявилась новая цель: показать и доказать миру, что мы сами умеем делать новый качественный продукт, мы умеем петь, мы умеем работать и мы взошли на музыкальный олимп как звёзды, потому что петь-то умеем. И новый альбом «Люди инвалиды» пусть не такой успешный, как первый, но немного реанимировал повзрослевшую публику и привлёк новых поклонников – качественным саундом, новой политикой группы относительно условий живых концертов и чуть более ответственными интервью, когда уже появился за плечами жизненный опыт, собственное мнение, ответственность за каждый шаг своей работы. То есть арка героя без особенной драмы, но эксплуатировались прошлые идеи, как то: поддержка гей-движения, спать в одной постели, вдвоём якобы воспитывать дочь Юлии Вику, да и всячески подчеркивалось, что «мы друг друга любим», а каждый вносил свой подтекст. Вдобавок, никто не исключает, что если два человека очень тесно взаимодействуют друг с другом и во многом похожи, то они могут полюбить друг друга и очень хорошо друг друга знать. В каждом человеке есть свой внутренний ребенок, и этот ребенок любит верить в сказки. В новую сказку реинкарнации группы Тату он поверил.

В итоге мы имеем две арки героя, разные по наполнению и информационному посылу в мир, но обе схемы сработали.

В большинстве своём как снимаются длинные сериалы? В каждой серии герой решает какую-то проблему и преодолевает трудности. Продуманы образы, костюмы, сюжеты, кульминация, развязка, драма, душещипательные разговоры и даже характер каждого героя. Актёр вживается в эту роль. То есть для каждого отдельного героя продумывается своя «арка».

Ищите идеи для своего творчества отовсюду, вдохновляйтесь и творите с удовольствием!

p.s.: может показаться странным, что в творческом блоге о рисовании то и дело мелькают статьи из другой области и вообще – причём здесь продюсирование, режиссура и группа Тату? Я уже не первый год веду блог, на момент написания этой статьи блогу арт-ковш уже третий год. До этого порядка 6 лет я в качестве хобби вела записи в Живом Журнале. И за 6 лет, без структуризации и анализа информации в мой Живой журнал ежедневно заглядывало около 2000 человек! Именно эта цифра вдохновила меня создать отдельный ресурс, чтобы каждый человек мог почерпнуть для себя идею, которой смог бы вдохновиться. Меня привлекали творческие материалы, обзоры, скетчи, потому что в любом деле профессионал когда-то был новичком. Но, увы, совершенно нормально то, что от какого-то материала ты устаёшь, твои эмоции трансформируются, ты развиваешься и идёшь дальше. И для меня всё чаще и всё острее вставал вопрос поиска идей, привлечения посетителей, как сделать то, что нужно не только мне и ещё как можно бОльшему количеству людей? Поддержка обоюдная очень важна. Мне очень важно знать и видеть отдачу, что то, что я делаю, нужно и важно не только мне. По сути это позволяет черпать вдохновение от читателей, обмениваться идеями, опытом, пробовать и узнавать что-то новое. И в какой-то момент мой арт-ковш вырос и вышел за рамки просто рисования, обучения или трансляции собственных знаний о художественных материалах. Сфера поиска идей расширилась и затронула фотографию, видеомонтаж, цифровое искусство, живопись, любой «арт», фешн-индустрию, книжную иллюстрацию и процессы рисования везде. В том числе и на теле человека: боди-арт, татуировки. Мой внутренний ребенок проснулся в такой жажде знаний, что не всегда мои физические возможности записать и обработать совпадают со всеми мыслями и планами, которые я пытаюсь воплотить. К «арке героя» я обратилась в момент обдумывания истории персонажей. А персонажи, мы знаем, используются не только в иллюстрациях и комиксах – это очень узкая область и конкретная специализация. И тут меня осенило: черпать идеи ведь можно и нужно как раз у всех тех людей, кто сам является «творцом». Транслируй то, что ты чувствуешь. Мир искусства во многом очень иллюзорный мир, и то, что ты сам странслируешь в этот мир, проявит отдачу теми энергиями, какие ты отпустил. И в настоящий момент чем больше и сильнее я думаю об источниках вдохновения, откуда черпать идеи, тем больше и быстрее эти источники я нахожу. И поэтому спешу делиться со своими читателями.

Вдохновляйтесь, ищите, черпайте, творите!


Понравилась моя запись?
Кликни по рекламному баннеру на этом сайте. Тебе бесплатно и не сложно, а мне - честный заработок блогом и приятное дополнение к энтузиазму на чашку кофе :-)